Своевременное обнаружение и устранение дефектов возникающих в конструкциях мостов в процессе эксплуатации позволяют избежать возникновения аварийных ситуаций.
В
Кодекс регламентирует порядок проведения диагностики мостовых сооружений по методологии системы управления состоянием мостов «Белмост» на автомобильных дорогах общего пользования. Диагностика мостовых сооружений проводится в обязательном порядке по всем сооружениям независимо от технического состояния в течение всего срока службы. Материалы диагностики используются для планирования объемов ремонтных работ и сроков их выполнения.
Кодексом регламентируется оснащенность инспекторов средствами передвижения и доступа к конструкциям. Это, как правило, мобильная мостовая машина ПГММ7-АП ПВООО «Трансмост», которая укомплектована измерительными инструментами, лестницами, приборами освещения, приборами измерения прочности, толщины защитных слоев бетона и другими. При диагностике осуществляют детальный осмотр мостового сооружения с применением измерительных приборов, выявляют и фиксируют видимые дефекты и повреждения, производят замеры, делают описания, зарисовки, фотографии.
Результаты инспекции заносятся в полевую карточку мостового сооружения. Накопившийся опыт обследования показывает характерные дефекты, которые выявляются в большинстве сооружений:
Опоры:
- недостаточность защитного слоя бетона;
- сколы, трещины подферменников;
- отслоение и разрушение бетонных сливов;
- просадки и крены опор;
- трещины и разломы фундамента и тела опор;
- размораживание в зоне переменного уровня воды;
- продольные и поперечные трещины свайных опор;
Опорные части:
- коррозия стальных элементов;
- смещение опорных подушек;
- отрыв опорных подушек от закладных деталей;
- вертикальные разломы торцов балок с обнажением арматуры;
- недопустимые наклоны и угон валков;
- отсутствие смазки на контактных поверхностях;
- отсутствие защитных кожухов;
- расслоение резины и коррозия пластин в резино-металлических опорных частях;
- раздавленные и деформированные полиуретановые опорные части.
Железобетонные пролетные строения:
- трещины >
- коррозия арматуры;
- трещины в предварительно-напряженных балках >
Трещины в конструкциях из железобетона, шириной раскрытия более допустимых, свидетельствуют об исчерпании несущей способности конструкции и переходе ее в предаварийное состояние.
Инспекцию мостовых сооружений проводят в следующем порядке:
- перекрываемое мостовым сооружением препятствие (русло, поймы, набережные; коммуникации и препятствия, перекрываемые путепроводом, эстакадой, скотопрогоном);
- регуляционные сооружения (струенаправляющие дамбы, траверсы);
- опоры (крайние, промежуточные);
- опорные части;
- пролетные строения (железобетонные, сталежелезобетонные, фермы стальные и деревянные мосты);
- мостовое полотно (перила, парапеты, тротуары, ограждающие конструкции, водоотвод, покрытие, гидроизоляция, деформационные швы и др.);
- коммуникации, смотровые приспособления (судовая сигнализация, освещение, кабели связи, электрические связи, электрические кабели, газопровод, нефтепровод и др.)
- подходы (насыпи, выемки, конуса, бермы, откосы, лестницы, ограждения, лотки и др.) в пределах границ подтопления при расчетном уровне высоких вод (РУВВ).
Результаты обследования систематизируются и даются рекомендации о дальней эксплуатации сооружений.
Статический анализ характеристик искусственных сооружений с учетом классификации по приказам по признакам оценки безопасности т долговечности с учетом динамических измерений состояния сооружений дает возможность дорожным организациям, на балансе которых находятся сооружения, принимать решения о выделении средств на проведение ремонтов.