Своевременное обнаружение и устранение дефектов возникающих в конструкциях мостов в процессе эксплуатации позволяют избежать возникновения аварийных ситуаций.

В 2010 г. в Республике Беларусь введен Технический кодекс установленной практики «Мосты автодорожные Правила выполнения диагностики» ТКП 227 – 2009 (02191).

Кодекс регламентирует порядок проведения диагностики мостовых сооружений по методологии системы управления состоянием мостов «Белмост» на автомобильных дорогах общего пользования. Диагностика мостовых сооружений проводится в обязательном порядке по всем сооружениям независимо от технического состояния в течение всего срока службы. Материалы диагностики используются для планирования объемов ремонтных работ и сроков их выполнения.

Кодексом регламентируется оснащенность инспекторов средствами передвижения и доступа к конструкциям. Это, как правило, мобильная мостовая машина ПГММ7-АП ПВООО «Трансмост», которая укомплектована измерительными инструментами, лестницами, приборами освещения, приборами измерения прочности, толщины защитных слоев бетона и другими. При диагностике осуществляют детальный осмотр мостового сооружения с применением измерительных приборов, выявляют и фиксируют видимые дефекты и повреждения, производят замеры, делают описания, зарисовки, фотографии.

Результаты инспекции заносятся в полевую карточку мостового сооружения. Накопившийся опыт обследования показывает характерные дефекты, которые выявляются в большинстве сооружений:

Опоры:

- недостаточность защитного слоя бетона;

- сколы, трещины подферменников;

- отслоение и разрушение бетонных сливов;

- просадки и крены опор;

- трещины и разломы фундамента и тела опор;

- размораживание в зоне переменного уровня воды;

- продольные и поперечные трещины свайных опор;

Опорные части:

- коррозия стальных элементов;

- смещение опорных подушек;

- отрыв опорных подушек от закладных деталей;

- вертикальные разломы торцов балок с обнажением арматуры;

- недопустимые наклоны и угон валков;

- отсутствие смазки на контактных поверхностях;

- отсутствие защитных кожухов;

- расслоение резины и коррозия пластин в резино-металлических опорных частях;

- раздавленные и деформированные полиуретановые опорные части.

Железобетонные пролетные строения:

- трещины >0,3 мм в каркасных балках;

- коррозия арматуры;

- трещины в предварительно-напряженных балках >0,15 мм.

Трещины в конструкциях из железобетона, шириной раскрытия более допустимых, свидетельствуют об исчерпании несущей способности конструкции и переходе ее в предаварийное состояние.

Инспекция мостов с помощью мостовой машины ПГММ7-П

Инспекцию мостовых сооружений проводят в следующем порядке:

- перекрываемое мостовым сооружением препятствие (русло, поймы, набережные; коммуникации и препятствия, перекрываемые путепроводом, эстакадой, скотопрогоном);

- регуляционные сооружения (струенаправляющие дамбы, траверсы);

- опоры (крайние, промежуточные);

- опорные части;

- пролетные строения (железобетонные, сталежелезобетонные, фермы стальные и деревянные мосты);

- мостовое полотно (перила, парапеты, тротуары, ограждающие конструкции, водоотвод, покрытие, гидроизоляция, деформационные швы и др.);

- коммуникации, смотровые приспособления (судовая сигнализация, освещение, кабели связи, электрические связи, электрические кабели, газопровод, нефтепровод и др.)

- подходы (насыпи, выемки, конуса, бермы, откосы, лестницы, ограждения, лотки и др.) в пределах границ подтопления при расчетном уровне высоких вод (РУВВ).

Результаты обследования систематизируются и даются рекомендации о дальней эксплуатации сооружений.

Статический анализ характеристик искусственных сооружений с учетом классификации по приказам по признакам оценки безопасности т долговечности с учетом динамических измерений состояния сооружений дает возможность дорожным организациям, на балансе которых находятся сооружения, принимать решения о выделении средств на проведение ремонтов.