В республике Беларусь протяженность дорог общего пользования составляет 87000 км, в том числе дорог с твердым покрытием 74500 км. На 1000 км2 территории протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием составляет 359 км. Территория республики в основном равнинная с небольшими возвышенностями, по которой протекает большое количество рек, в основном небольших. Число белорусских мостов составляет примерно 5500 шт. общей длиной 185 км. Во время войны большинство мостов были разрушены, так что практически все мосты построены в послевоенное время.
За последние 50 лет неоднократно менялись нормы проектирования мостов, что было обусловлено изменением нагрузок и интенсивностью движения. Практически 85% мостов постройки 1945 – 1965 гг. были реконструированы или перестроены, что потребовало больших материальных и финансовых затрат.
В последующем в процессе эксплуатации мостов из-за практически отсутствия обслуживания появилось много дефектов, в основном это разрушение гидроизоляции, деформационных швов, опорных частей и как следствие повреждение пролетных строений и опор. Еще более интенсивное разрушение конструкций вызвало использование солей в зимнее время, в качестве противогололедных составов. Для предотвращения дальнейшего разрушения конструкций мостов начиная с 90 годов в республике увеличилось финансирование работ по содержанию и ремонту мостов.
Особое внимание при капитальных ремонтах уделяется состоянию гидроизоляции, деформационных швов, опорных частей.
В процессе ремонтов производится замена тротуаров на монолитные, замена гидроизоляции и организация водоотвода с проезжей части, замена деформационных швов. Особое внимание уделяется состоянию пролетных строений. Для удаления поврежденных поверхностей железобетонных конструкций используется струйная очистка с последующим торкретированием поверхностей и защитой железобетонных конструкций различными пропитками и красками, при этом для доступа к фасадным и подмостовым поверхностям конструкций используются мостовые платформы. Это оборудование применяется при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании мостов и путепроводов. Применение мостового оборудования - платформ ПГММ7 различных модификаций, изготовляемых белорусской организацией ПВООО «Трансмост», позволило быстро и эффективно обеспечивать доступ к фасадным и подмостовым поверхностям пролетных строений.
При выполнении ремонтных работ на мостах и путепроводах без закрытия движения используются мобильные мостовые платформы на шасси МАЗ ПГММ7-АП (рис. 1). Они быстро разворачиваются в рабочее положение гидравлическим приводом, занимают 2.5 м проезжей части и перекрывают тротуары шириной 2.5 м, обеспечивая глубину опускания рабочей платформы до 5.0м и доступ в подмостовое пространство на ширину 8 м от края тротуара. С мостовых платформ можно выполнять работы по струйной очистке поверхностей, торкретированию и покраске мостов.
Рисунок 1. Мостовая платформа на базе МАЗ ПГММ7-АП
При выполнении ремонта мостов с закрытием движения хотя бы по одной полосе целесообразно и экономически эффективно использовать мостовые платформы ПГММ7-П, ПГММ7-ПУ, ПГММ7-ПВ, ПГММ7-ПВУ.
Эти платформы используются в зависимости от технических параметров мостов, высоты барьерных ограждений, строительной высоты пролетных строений, других параметров сооружений и видов выполняемых работ. Простота конструкции платформ, минимальные затраты на эксплуатацию позволяют значительно сократить время и стоимость ремонтных работ. Платформы имеют как ручной так и электропривод подъемных механизмов и могут быть изготовлены для конкретных параметров мостов и путепроводов с нужными характеристиками.
14.04.2011
Максименко Л.Б., Максименко А.Л.