Большинство автомобильных дорог с цементобетонным покрытием построены более 30 лет назад. В процессе эксплуатации на покрытиях появились различные виды дефектов: шелушение, продольные и поперечные трещины, выбоины, сколы, разрушение швов, вертикальные перемещения плит относительно друг друга с образованием уступов от воздействия транспортных средств. Кроме этого имеют место просадки плит и разрушение оснований.
Используемые в настоящее время методы ремонта, в основном это устройство слоев усиления из асфальтобетона с устройством геосинтетических прослоек и нарезкой швов, лишь несколько отдаляют время начала трещинообразования, особенно при наличии вертикальных перемещений плит цементобетонных покрытий. Отраженное трещинообразование и вертикальное перемещение плит приводит со временем к серьезному ухудшению состояния дорог, снижая срок службы слоев усиления.
Наиболее эффективным методом борьбы с трещинообразованием, просадками и вертикальным перемещением асфальтобетонного покрытия устроенного по существующему цементобетонному покрытию является метод дробления плит цементобетонного покрытия на малые фрагменты. При этом снижается величина температурных перемещений фрагментов цементобетонных плит, и исключаются вертикальные перемещения, за счет этого уменьшаются растягивающие напряжения и деформации сдвига в асфальтобетонных слоях усиления покрытий.
Для разрушения цементобетонных плит используются виброрезонансные бетоноломы и ударные установки УД-1,0/1,3. Ударная установка представляет собой механическое устройство колерного типа действия с рабочим органом, выполненным в виде стального диска массой 1,0 тн падающего с высоты 0,7- 1,3 м. Регулируя высоту падения диска и расстояние между ударами, можно задать необходимый режим разрушения цементобетонных плит различной прочности для получения фрагментов заданной величины.
Применение высокоэнергетического ударного воздействия приводит к образованию сети трещин с раскрытием 0-2мм. Величина фрагментов зависит от выбранного шага ударов 0-300мм и более.
Установка УД-1,0/1,3 выполнена в виде одноосного прицепа на жесткой оси с передним опорным колесом. Ударная часть представляет собой стальной диск массой 1,0т с возможностью поворота на оси при перемещении. Привод механизма подъема и сбрасывания диска осуществляется от вала отбора мощности трактора МТЗ-80. Перемещение установки осуществляется трактором оснащенным гидроходоуменыпителем.
Простота конструкции позволяет обеспечить высокую надежность в работе, быстрое выполнение регулировок в зависимости от прочности цементобетонных покрытий и задаваемых размеров фрагментов. Минимальный износ рабочего органа и простота обслуживания позволяют обеспечить низкую себестоимость выполняемых работ.
В 2006г. на а.д. М-6 Минск-Гродно выполнены работы по устройству основания дорожной одежды из разрушенного цементобетона с использованием установки УД-1,0/1,3.
На основании технического заключения по определению модуля упругости выполненного «Институтом дорожных исследований» установлено следующее: среднее значение модуля упругости слоя основания из разрушенного цементобетона составляет 363 МПа, что соответствует каменной мостовой. Между показателями разрушенного и неразрушенного цементобетона существует 30-кратная разница, что говорит о достижении поставленной задачи.
В результате научно-технического сопровождения работ по устройству асфальтобетонных покрытий на основаниях из разрушенного цементобетона выполненных в период 2004-2007г.г. установлено, что все участки находятся в удовлетворительном состоянии. На участках разрушенных виброрезонансным способом появились отраженные трещины, однако эти дефекты единичны и на общее состояние дорожной одежды значительного влияния не оказывают. На участках разрушенных УД- 1,0/1,3 трещин не выявлено, однако короткий срок эксплуатации требует дальнейших наблюдений за состоянием покрытий.